Мозг и музыкальные способности
В чем состоит власть музыки над человеком? Пока нейробиологи не ответили на этот вопрос, но подмечено давно, что на приятные звуки младенец поворачивает голову, а от не приятных – отворачивает. При звучании музыки, которая приятна слуху, в головном мозге активируются центры удовольствия, которые работают и во время занятий сексом, при приеме вкусной пищи или наркотиков. Ученые пытаются разобраться, как музыкальная информация перерабатывается мозгом.
Люди, имеющие черепно-мозговые травмы наглядно показывают, что единого центра музыки в головном мозге человека не существует, перерабатывают музыкальную информацию различные области, которых довольно много, и они помимо этого участвуют в иной познавательной деятельности человека. Размер этих областей зависит от музыкальной подготовки конкретного человека и его индивидуального опыта. Психические реакции, которые вызывает музыка, очень пластичны и обучение ей, даже очень непродолжительное, характер переработки головным мозгом музыкальных «входов» меняет кардинально.
При болезни мозга Морис Равель потерял способность к сочинительству, но при этом его мыслительные функции были сохранны. Он говорил, что слышит в голове звучание музыкального произведения, но записать его не в состоянии. Виссарион Шебалин, напротив, после инсульта не понимал человеческую речь, но музыку сочинять мог до самой смерти. И эти факты доказывают то, что музыкальные и речевые центры головного мозга не совпадают.
Даже непродолжительное обучение резко увеличивает количество реагирующих на звук нейронов, а при длительном обучении происходят физические изменения в головном мозге. Некоторые участки мозга у профессиональных музыкантов развиты даже сверх меры и их реакция на музыкальные звуки сильно отличается от реакции человека не музыкального.